«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

 сложности и трудности.

  Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

  вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

  вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

 Каждый наш поступок, который видят или

 слышат дети, каждое наше слово-интонация,

 с которой оно произносится, являются

 капельками, падающими в тот поток,

 который мы называем жизнью ребенка,

 формированием его личности».

                                    В.П.Кащенко

     Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

    Цель воспитательной системы: создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных,    личностных, творческих качеств учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, организации коллективной внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

     Задачи:

1. Изучать личностные качества воспитанников, выявлять их потребности в различных видах деятельности, поддерживать творческую и общественную активность.

2. Создавать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения учащихся.

3. Способствовать развитию навыков саморегуляции, самореализации личности, социально-адаптивного поведения учащихся.

4. Создавать в школе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала обучающихся с умственной отсталостью.

5. Создавать условия для личностного развития учащихся через организацию внеурочной  деятельности.

Принципы воспитательной системы

Принципы воспитания составляют систему, они тесно взаимосвязаны и реализуются комплексно. Эти главные положения, лежащие в основе воспитательного процесса.

Первая группа принципов отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспитания. Среди них:

Принцип целеустремленности и общественной направленности.  Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.

Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и др. направления воспитания. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Данный принцип предусматривает также согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.

Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует прежде всего такой организации воспитательной работы в школе, которая способствует активизации деятельности обучающихся с умственной отсталостью, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Вторая группа объединяет нижеперечисленные принципы, называемые организационными. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.

Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив также сохраняет свое значение в специальной (коррекционной) школе. Практический опыт и специальные исследования показывают возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах школьников и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива. Однако в воспитании коллектива обучающихся с умственной отсталостью, в управлении межличностными отношениями членов коллектива и влиянием коллектива на личность роль педагога более значительна, чем в общеобразовательной школе.

Принцип сознательности и активности.  Для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали. Педагог должен чутко реагировать на сдвиги в развитии самостоятельности детей и целенаправленно работать над формированием у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную.

Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.

Третья группа принципов - методические, они дают ответы на вопрос «какими методами можно достиг­нуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономер­ностей воспитательной деятельности.

К этой группе относятся следующие принципы.

Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффектив­ного, гарантированного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, такая организация деятель­ности, в процессе которой функционируют воспитательно-ценные отношения, является важнейшей задачей и стороной работы педагога

Следующий принцип воспитания - учет возрастных, индивидуальных и типоло­гических особенностей учащихся. Знание особенностей прояв­ления основного дефекта и всех отклонений, обусловленных им, позволит педагогу понять истинные причины поступ­ков своих воспитанников и в соответствии с этим предпри­нять эффективные педагогические меры. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика — его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С уче­том этих данных намечаются как тактические, так и стра­тегические линии индивидуального подхода к ученику. Не менее важно при выборе содержания, методов, форм органи­зации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности обучающихся с умственной отсталостью.

Опосредованность, неявность педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а че­рез налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. На данном этапе воспитания собственно воспитательные намерения и действия педагогов должны осуществляться незаметно для детей.

Принцип единства уваже­ния и требовательности к личности воспитанника примени­тельно к работе обучающихся с умственной отсталостью означает, прежде всего, необходимость подхода к каждому из них с ве­рой в возможность совершенствования его личности, в на­личие у учащихся положительных качеств. Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к уча­щимся, должны последовательно усложняться по мере раз­вития детей.

Принцип параллельного действия. Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованно­сти всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве тре­бований.

Успех в воспитательной работы с обучающимися с умственной отсталостью определяется постоянным соблюдением всех принципов воспитания.

         Направления воспитательной работы.

 Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

 При разработке содержания системы воспитательной работы, основных её направлений, мы руководствовались Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, положениями  личностно-ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации определяются основные направления воспитательной работы:

  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • духовно- нравственное  развитие;
  • приобщение детей к культурному наследию;
  • физическое развитие и культура здоровья;
  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  • экологическое воспитание.

Гражданское и патриотическое воспитание

 Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 Задачи:

  • формировать ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • формировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • повышать интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  • воспитывать уважительное отношение национальному культурному и историческому наследию, к русскому языку как к государственному и языку межнационального общения; воспитывать любовь к школе, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины.

 Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – конкурсы, инсценировки, игры;

 – просмотр и обсуждение кинофильмов;

 – посещение музеев и выставок;

 – выпуск газет.

 Духовно - нравственное развитие

 Цель: формирование у учащихся ценностных представлений о морали, о понятиях добра и зла, истины и лжи, справедливости, милосердия, проблемы нравственного выбора, достоинства, любви.

 Задачи:

  • воспитывать у детей чувство достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; чувство коллективизма и солидарности;
  • формировать у учащихся представления о  нравственном выборе и ответственности, о милосердии и сострадании к людям, испытывающим жизненные трудности;
  • формировать у учащихся представления о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур.

Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – конкурсы, инсценировки, игры;

 – выпуск газет.

 Приобщение детей к культурному наследию

 Цель: воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

 Задачи:

  •  приобщать учащихся к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества
  •  формировать представления об эстетических идеалах и ценностях, собственные эстетические предпочтения в области культуры;
  •  формировать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  •  способствовать развитию привычки посещать библиотеку.

 Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – библиотечные уроки;

 – инсценировки, игры;

 – просмотр и обсуждение кинофильмов;

 – посещение музеев и выставок;

 – конкурсы рисунков.

 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

 Цель: воспитание у учащихся уважительного отношения к труду, к человеку труда, творческой личности, стремления приносить пользу людям.

 Задачи:

  • формировать у учащихся знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации, практической подготовки к социальной жизни и труду, навыки трудовой коллективной деятельности;
  • воспитывать у школьников такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;
  • формировать навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность трудиться;
  • содействовать профессиональному самоопределению, приобщать учащихся к социально-значимой деятельности;
  • развивать у учащихся психологическую культуру, учить приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер.

 Формы реализации:

 – ролевая игра;

 – беседа-диалог;

 – тренинг;

 – практическая работа;

 – экскурсия;

 – игровые программы;

 – театрализации;

 – творческая деятельность.

 Физическое развитие и культура здоровья

 Цель: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм.

 Задачи:

  • формировать у учащихся навыки безопасной жизнедеятельности;
  • осуществлять профилактику вредных привычек;
  • углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдать правила гигиены;
  • содействовать осмыслению необходимости двигательной активности;
  • привлекать учащихся к участию в спортивно-массовой работе.

 Формы реализации:

 – практические занятия, походы;

 – экскурсии;

 –деловая игра;

 – спортивные праздники и соревнования;

 – подвижные игры;

 – коррекционные игры;

 – релаксация

 – беседа-обозрение;

 – «веселые старты»;<

 – физкультминутки;

 – психологические упражнения.

 Экологическое воспитание

 Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к сохранению природных ресурсов региона, страны, планеты.

Задачи:

  • формировать у учащихся ответственное отношение к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
  • формировать у учащихся экологическую культуру, навыки безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • развивать у учащихся стремление, направленное на сохранение окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к животным, растениям, всем формам жизни.

 Формы реализации:

  – беседа-диалог;

 – проектная деятельность;

 – творческая деятельность;

 – практическая деятельность.

 Воспитательная работа в 2016-2017 учебном году.

 ШКОЛЬНЫЕ  КРУЖКИ

 СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


 


ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ