Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Поиск по сайту
Законодательство РФ в сфере образования
Информационная открытость образовательной организации
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Структура образовательного учреждения, органы управления
Документы
Образование
Федеральный государственный образовательный стандарт
Руководство школы Педагогический состав
Аттестация учителей
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и виды материальной поддержки
Платные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
План финансово-хозяйственной деятельности
Отчеты о деятельности и выполнении государственного задания
Информация о расчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров
Вакантные места для приема (перевода)
О школе короткой строкой...
Деятельность образовательной организации
Традиции нашей школы
Прием в дополнительный первый класс (1'), вакантные места
Итоговая аттестация (экзамен по трудовому обучению)
Доступная среда для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Школа-территория здоровья
Условия для индивидуальной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями)
Психолого-медико-педагогический консилиум
Психологическое сопровождение
Социальное сопровождение
Логопедическое сопровождение
Медицинский кабинет
Индивидуальное обучение на дому
Сопровождение в рамках дополнительного образования
Воспитательная работа
Воспитательная система
Дополнительное образование
Успехи учащихся
Фестиваль "Родничок"
Профориентация
Школьная библиотека
Антинаркотическое воспитание
Антикоррупционная политика
Безопасность
Родителям
Правила приема
Образцы документов (формы заявлений)
Памятка "Как готовиться к экзаменам"
Памятка "Что такое ФГОС"
Всероссийское родительское собрание
Схема действий по получению карт «Школьная» в начале учебного года.
Учащимся
Эор для учащихся
Подготовка к экзаменам
Профессиональные стандарты в образовании
Обращения граждан
Первичная профсоюзная организация

 «Дело воспитания ребенка есть дело величайшей

 сложности и трудности.

  Воспитывает не учитель, а все общество в целом,

  вся атмосфера и вся обстановка нашей культуры и быта,

  вся живая повседневность, в которой нет мелочей.

 Каждый наш поступок, который видят или

 слышат дети, каждое наше слово-интонация,

 с которой оно произносится, являются

 капельками, падающими в тот поток,

 который мы называем жизнью ребенка,

 формированием его личности».

                                    В.П.Кащенко

     Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т. к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на протяжении всего периода обучения. Оно включает в себя не только, собственно традиционную для системы образования, воспитательную работу, но и учебную деятельность, коррекционно-педагогическую работу.

    Цель воспитательной системы: создание условий, способствующих коррекции развития интеллектуальных,    личностных, творческих качеств учащихся, их социальной адаптации и интеграции в общество на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, организации коллективной внеурочной деятельности в рамках воспитательной системы школы.

     Задачи:

1. Изучать личностные качества воспитанников, выявлять их потребности в различных видах деятельности, поддерживать творческую и общественную активность.

2. Создавать условия для нравственного, коммуникативного, интеллектуального, эстетического, физического самовыражения учащихся.

3. Способствовать развитию навыков саморегуляции, самореализации личности, социально-адаптивного поведения учащихся.

4. Создавать в школе благоприятную психологическую атмосферу, способствующую раскрытию потенциала обучающихся с умственной отсталостью.

5. Создавать условия для личностного развития учащихся через организацию внеурочной  деятельности.

Принципы воспитательной системы

Принципы воспитания составляют систему, они тесно взаимосвязаны и реализуются комплексно. Эти главные положения, лежащие в основе воспитательного процесса.

Первая группа принципов отвечает на вопрос «чему воспитывать?» и определяет содержательный уровень воспитания, его цели и задачи, позволяет их конкретизировать с учетом особенностей личности, группы, условий воспитания. Среди них:

Принцип целеустремленности и общественной направленности.  Цель, характер и содержание воспитания должны соответствовать потребностям общества, культуре, традициям и интересам народа.

Принцип целостности и единства воспитательного процесса. Воспитание включает в себя трудовое, нравственное, эстетическое, физическое и др. направления воспитания. Эти составные части воспитания обладают своими особенностями, но одновременно служат цели всестороннего развития личности. Данный принцип предусматривает также согласованную деятельность различных организаций и лиц, занимающихся воспитанием детей.

Принцип связи воспитательного процесса с жизнью требует прежде всего такой организации воспитательной работы в школе, которая способствует активизации деятельности обучающихся с умственной отсталостью, имеющей для них широкую социальную значимость. Положительное влияние воспитательных воздействий на детей значительно возрастает при включении их в дела, общественная полезность которых выходит за рамки класса и школы.

Вторая группа объединяет нижеперечисленные принципы, называемые организационными. Они отвечают на вопрос «как организовать воспитание?» и позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития». Педагог, опираясь не только на имеющийся актуальный уровень развития, но и зная и учитывая потенциальные возможности ребенка, строит воспитательную работу, имея установку на положительный результат.

Принцип коррекционно-компенсирующей направленности воспитательного процесса предполагает опору на здоровые силы воспитанника, построение воспитательного процесса с использованием сохранных систем организма. На основе сглаживания, ослабления недостатков психофизического развития создаются условия, в которых ученик может проявить себя полноценной личностью.

Принцип сотрудничества педагогов и детей подразумевает, что педагог должен быть участником деятельности детей, изменяя характер и объем своего участия в зависимости от уровня развития детей и детской группы.

Принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив также сохраняет свое значение в специальной (коррекционной) школе. Практический опыт и специальные исследования показывают возможность воспитания истинно коллективных отношений в группах школьников и использования коллективного мнения для воспитательного влияния на личность члена коллектива. Однако в воспитании коллектива обучающихся с умственной отсталостью, в управлении межличностными отношениями членов коллектива и влиянием коллектива на личность роль педагога более значительна, чем в общеобразовательной школе.

Принцип сознательности и активности.  Для обеспечения полноценного воспитания необходимо единство словесных разъяснений и практического опыта детей. При этом важно, чтобы учащиеся проявляли активность. Только при этом условии обеспечивается прочное и осознанное усвоение школьниками норм морали. Педагог должен чутко реагировать на сдвиги в развитии самостоятельности детей и целенаправленно работать над формированием у них умений самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность, как индивидуальную, так и коллективную.

Принцип последовательности воспитания предполагает такую организацию и методику воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является продолжением ранее проводившейся работы, закрепляет и развивает достигнутое.

Третья группа принципов - методические, они дают ответы на вопрос «какими методами можно достиг­нуть целей воспитания?» и построены на знаниях закономер­ностей воспитательной деятельности.

К этой группе относятся следующие принципы.

Принцип деятельностного подхода. Качества личности формируются в деятельности и общении с другими людьми. Без специально организованной деятельности нет эффектив­ного, гарантированного воспитания. Поэтому налаживание деятельности и общения детей, такая организация деятель­ности, в процессе которой функционируют воспитательно-ценные отношения, является важнейшей задачей и стороной работы педагога

Следующий принцип воспитания - учет возрастных, индивидуальных и типоло­гических особенностей учащихся. Знание особенностей прояв­ления основного дефекта и всех отклонений, обусловленных им, позволит педагогу понять истинные причины поступ­ков своих воспитанников и в соответствии с этим предпри­нять эффективные педагогические меры. Важно учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ученика — его интересы, мотивы деятельности, привычки, самооценку и уровень притязаний, положение в коллективе сверстников, отношение к товарищам, учителям, учебе, труду, игре. С уче­том этих данных намечаются как тактические, так и стра­тегические линии индивидуального подхода к ученику. Не менее важно при выборе содержания, методов, форм органи­зации воспитательной работы ориентироваться на возрастные особенности обучающихся с умственной отсталостью.

Опосредованность, неявность педагогического воздействия. Формирование и совершенствование качеств личности детей происходят не в результате прямых действий педагогов, а че­рез налаживание, изменение, совершенствование условий их развития, через организацию деятельности. На данном этапе воспитания собственно воспитательные намерения и действия педагогов должны осуществляться незаметно для детей.

Принцип единства уваже­ния и требовательности к личности воспитанника примени­тельно к работе обучающихся с умственной отсталостью означает, прежде всего, необходимость подхода к каждому из них с ве­рой в возможность совершенствования его личности, в на­личие у учащихся положительных качеств. Необходимо обеспечить доброжелательное, но требовательное отношение к ребенку со стороны педагогов. Предъявляемые к ребенку требования должны быть посильны для него. Следует учесть, что многим детям нужно помочь в выполнении тех или иных поручений, обязанностей. Требования, предъявляемые к уча­щимся, должны последовательно усложняться по мере раз­вития детей.

Принцип параллельного действия. Воспитатель в работе с детьми не может действовать в одиночку. Успех воспитания обеспечивается единой целенаправленной деятельностью всех организаций и лиц школы, охватом всей жизнедеятельности детей и использованием всех воспитательных средств. Смысл параллельного действия состоит в единстве и согласованно­сти всех воспитательных влияний, во взаимной поддержке и подкреплении одного мероприятия другим, единстве тре­бований.

Успех в воспитательной работы с обучающимися с умственной отсталостью определяется постоянным соблюдением всех принципов воспитания.

         Направления воспитательной работы.

 Стратегические ориентиры воспитания сформулированы Президентом Российской Федерации В. В. Путиным: «Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом».

 При разработке содержания системы воспитательной работы, основных её направлений, мы руководствовались Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025, положениями  личностно-ориентированной педагогики, предлагающей главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию индивидуальных способностей, творческих начал личности.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации определяются основные направления воспитательной работы:

  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • духовно- нравственное  развитие;
  • приобщение детей к культурному наследию;
  • физическое развитие и культура здоровья;
  • трудовое воспитание и профессиональное самоопределение;
  • экологическое воспитание.

Гражданское и патриотическое воспитание

 Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

 Задачи:

  • формировать ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
  • развивать нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
  • формировать представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
  • повышать интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;
  • воспитывать уважительное отношение национальному культурному и историческому наследию, к русскому языку как к государственному и языку межнационального общения; воспитывать любовь к школе, городу, народу, России, уважение к защитникам Родины.

 Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – конкурсы, инсценировки, игры;

 – просмотр и обсуждение кинофильмов;

 – посещение музеев и выставок;

 – выпуск газет.

 Духовно - нравственное развитие

 Цель: формирование у учащихся ценностных представлений о морали, о понятиях добра и зла, истины и лжи, справедливости, милосердия, проблемы нравственного выбора, достоинства, любви.

 Задачи:

  • воспитывать у детей чувство достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям; чувство коллективизма и солидарности;
  • формировать у учащихся представления о  нравственном выборе и ответственности, о милосердии и сострадании к людям, испытывающим жизненные трудности;
  • формировать у учащихся представления о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур.

Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – конкурсы, инсценировки, игры;

 – выпуск газет.

 Приобщение детей к культурному наследию

 Цель: воспитание ценностного отношения к культурному наследию.

 Задачи:

  •  приобщать учащихся к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, развивать умение видеть красоту природы, труда и творчества
  •  формировать представления об эстетических идеалах и ценностях, собственные эстетические предпочтения в области культуры;
  •  формировать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
  •  способствовать развитию привычки посещать библиотеку.

 Формы реализации:

 – тематические недели, вечера;

 – цикл бесед;

 – библиотечные уроки;

 – инсценировки, игры;

 – просмотр и обсуждение кинофильмов;

 – посещение музеев и выставок;

 – конкурсы рисунков.

 Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение

 Цель: воспитание у учащихся уважительного отношения к труду, к человеку труда, творческой личности, стремления приносить пользу людям.

 Задачи:

  • формировать у учащихся знания, умения и навыки, способствующие социальной адаптации, практической подготовки к социальной жизни и труду, навыки трудовой коллективной деятельности;
  • воспитывать у школьников такие нравственные качества, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину;
  • формировать навыки самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребность трудиться;
  • содействовать профессиональному самоопределению, приобщать учащихся к социально-значимой деятельности;
  • развивать у учащихся психологическую культуру, учить приемам саморегуляции эмоциональной и волевой сфер.

 Формы реализации:

 – ролевая игра;

 – беседа-диалог;

 – тренинг;

 – практическая работа;

 – экскурсия;

 – игровые программы;

 – театрализации;

 – творческая деятельность.

 Физическое развитие и культура здоровья

 Цель: воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, соблюдение гигиенических норм.

 Задачи:

  • формировать у учащихся навыки безопасной жизнедеятельности;
  • осуществлять профилактику вредных привычек;
  • углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдать правила гигиены;
  • содействовать осмыслению необходимости двигательной активности;
  • привлекать учащихся к участию в спортивно-массовой работе.

 Формы реализации:

 – практические занятия, походы;

 – экскурсии;

 –деловая игра;

 – спортивные праздники и соревнования;

 – подвижные игры;

 – коррекционные игры;

 – релаксация

 – беседа-обозрение;

 – «веселые старты»;<

 – физкультминутки;

 – психологические упражнения.

 Экологическое воспитание

 Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к сохранению природных ресурсов региона, страны, планеты.

Задачи:

  • формировать у учащихся ответственное отношение к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека;
  • формировать у учащихся экологическую культуру, навыки безопасного поведения в природной и техногенной среде;
  • развивать у учащихся стремление, направленное на сохранение окружающей среды;
  • воспитывать бережное отношение к животным, растениям, всем формам жизни.

 Формы реализации:

  – беседа-диалог;

 – проектная деятельность;

 – творческая деятельность;

 – практическая деятельность.

 Воспитательная работа в 2016-2017 учебном году.

 ШКОЛЬНЫЕ  КРУЖКИ

 СУБЪЕКТНО-ОБЪЕКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


 


ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ ШКОЛЫ